Мимо полуострова Киперорт питерские яхтсмены ходят регулярно. Пролив Бьёркезунд, воды которого омывают его юго-западную часть, — накатанная дорога в Выборг, и там всегда можно увидеть яхты.
Полуостров вытянулся в северо-западном направлении на расстояние около 18 километров, прикрыв от моря большой Выборгский залив. За его лесистым берегом надежно «спрятаны» от непогоды Транзундский рейд и Ключевская бухта.
Обычный яхтенный маршрут идет через Транзундский рейд к Высоцку и далее — к Выборгу или на Сайменский канал. Редко кто, обогнув северную оконечность Киперорта, держится его противоположного берега, хотя там проложен фарватер, ведущий в поселок Советский. Зачем?
Думается, скоро все изменится. Осенью 2012 года в поселке началось строительство яхтенной гавани. За короткий срок в хорошо защищенном от непогоды проливе между островом Коттойсаари и берегом материка должна возникнуть большая марина. Местным жителям это место известно как 46-й причал. Там достаточно давно существует маленькая стоянка катеров, где свои лодки держат местные жители и многие петербуржцы, предпочитающие это место для спокойного отдыха.
А места здесь очень живописные. Скальные берега покрыты густым лесом, изрезанная береговая линия полна уютных бухт и заливов, сама Ключевская бухта покрыта многочисленными островами. Для любителей рыбной ловли, прогулок по лесу, тихих созерцателей — место просто волшебное. Много здесь любопытного и для путешествующих под парусом, ведь рядом Транзундский рейд с его богатой историей, уютные бухты, сулящие спокойную стоянку, плесы, перемежающиеся узкостями — Выборгские шхеры…
Яхтсмены с удовольствием проводят здесь свои отпуска. Для семейного плавания это отличная акватория, и именно поэтому все чаще яхты из петербургских яхт-клубов встают на все лето к причалам Выборга. Оставляя здесь свои яхты, владельцы знают, что после сравнительно короткого пути на электричке или автомобиле они, отдав швартовы, практически сразу попадут в волшебный мир шхер.
По всему чувствуется, что появление здесь современной марины весьма актуально. При разумной финансовой политике, предоставлении необходимого сервиса и наличии ремонтно-технической базы она легко может наполниться самыми разными катерами и яхтами. К тому же принятый закон о плавании судов под иностранным флагом в наших внутренних водах открывает сюда дорогу иностранным яхтсменам, а у тех же финнов интерес к этим местам особый.
Новая марина уже получила свое название — «Яхтенный порт Йо́ханнес». Название «яхтенный порт» и схема его размещения приняты согласно утвержденной классификации объектов базирования и обслуживания маломерного флота и уровню требований к такого рода объектам. Проект реализуется согласно постановлению Правительства Ленинградской области № 22 от 27 января 2012 года, «Об утверждении концепции развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Ленинградской области до 2020 года». Имя яхтенного порта —«Йо́ханнес» происходит от прежнего наименования поселка Советский. Оно произошло от названия местного лютеранского прихода Св. Йоханнеса, находящегося здесь с XVII века; такое же название — Йоханнес — получила в 1925 году и построенная станция на железной дороге, соединившей Выборг с Койвисто (ныне Приморск). До 1917 года это поселение было в составе Великого княжества Финляндского, а затем, в период с 1917 по 1940 гг., в составе независимой Финляндии.
Теперь это поселок городского типа с населением чуть более 7 тысяч человек. Аккуратный, уютный поселок с больницей, поликлиникой, комфортабельной гостиницей, банно-прачечным комплексом, построенными финскими строителями, магазинами, парикмахерскими, аптеками, кафе…
Близость к яхтенной гавани такого населенного пункта — благоприятное обстоятельство, ведь, кроме развитой инфраструктуры поселка, легко решается вопрос, как сюда добраться. Ну, как придти в яхтенный порт Йоханнес на лодке, мы расскажем чуть позже, а вот приехать в поселок можно на автомобиле, рейсовом автобусе, который из Выборга ходит каждые полчаса, или из Санкт-Петербурга от метро Парнас два раза в день, также на электричке. Расстояние от Петербурга — 144 км, от Выборга — 24 км.
Теперь о планах и чаяниях. Надо сказать, что любая подобная затея при современном состоянии дел очень сложна в реализации: весьма путаная законодательная база, бесчисленные согласования в разных ведомствах, получение разрешений, подписей и т. д. Даже пользуясь всесторонней поддержкой со стороны администрации поселка, инициаторы строительства столкнулись с огромным количеством препятствий. Другие бы отступили…
С этой точки зрения показательна сама история лодочной стоянки, известной под названием «46-й причал». В 1975 году ведущее радиотехническое предприятие России НПО им. Коминтерна получило землеотвод для строительства базы отдыха в районе поселка. Были запроектированы эллинг, причал, здание мастерской для ремонта плавсредств, спасательная станция, стоянка для автомобилей и гостиничный комплекс. Тогда и возникла эта стоянка, ставшая излюбленным местом отдыха многих ленинградцев. А само строительство базы отдыха, начатое в 1977 году, шло тяжело и протянулось до наших времен. НПО им. Коминтерна разделилось на несколько предприятий, и недострой начал «гулять» между ними. Менялись собственники. Здание гостиницы было построено, но дальше этого дело не пошло: подведение к нему различных сетей оказалось накладным.
В формальном отношении стоянка умерла, лишившись договора о водопользовании и сертификации ГИМС. Здесь по-прежнему стоят лодки, но картина печальна: полузатонувшие боны, шаткие настилы…
Новый собственник приобрел объект незавершенного строительства, имеющее юридическое название ООО «База отдыха в поселке Советский» и принялся за дело.
Работы, развернувшиеся здесь сегодня, ведутся в рамках проекта строительства, который прошел корректировку в 2006 году со всем объемом необходимых согласований, согласно существующей законодательной базе. Недостроенная гостиница на берегу пролива ожила: появилось электричество, водопровод и канализация. Начались отделочные работы. А на берегу закипела работа по планированию территории и возведению первоочередных объектов строительства гавани.
Уже в ноябре начали выставляться основные линии бонов. Всего планируется устройство 500 стояночных мест с доведением их количества в перспективе до 750, в том числе около 150 мест для крупных яхт длиной до 15 метров. Все они будут оборудованы так называемыми разделителями, делающими швартовку простой и удобной. Здесь сразу стоит сказать, что старый 46-й причал входит в основной проект строительства, и владельцы лодок, базирующихся на нем, получат места в новой гавани. Предусмотрена и швартовка судов длиной до 50 метров и осадкой до 5 метров. Для них остается свободной внешняя линия огромного Т-образного причала марины протяженностью 300 метров, куда они будут ошвартовываться лагом.
В гавани, акваторию которой защитит мол на входе, будет функционировать заправочная станция, обеспечивающая суда топливом; на причалах смонтированы раздаточные колонки с водой и электричеством. Береговая инфраструктура будет включать гидротехнические сооружения, с офисное здание, слип, мачтовый и яхтенный подъемные краны. Предусмотрена охрана яхт, зимнее хранение, ремонт. Также планируется предоставление гребных лодок в прокат. Для автолюбителей охраняемая стоянка для автомобилей.
Береговая зона, прилегающая к причалам, делится на две части: собственно стояночную и техническую. У людей, пришедших сюда отдохнуть, никоим образом не возникнет ощущения, что они находятся на судостроительной верфи. На берегу их ждут площадки для отдыха, в здании, возводимом на берегу, к их услугам будут душевые, туалеты, прачечная, сауна, биллиардная, кафе-ресторан, гостиница на 24 номера. Появится здесь и спасательная станция. Кстати, совсем рядом находится очень уютный пляж поселка Советский с чистым песком и детской площадкой на нем. Приведение в порядок этого места — заслуга главы администрации муниципального образования «Советское городское поселение» Андрея Николаевича Некрасова — человека увлеченного, спортивного и радеющего за свое дело. Он всячески содействует появлению яхтенного порта, видя в этом большие перспективы для развития поселка.
В мае причальные места будут готовы принять первые яхты. В планах строителей привлечение энтузиастов для создания летних детских парусных лагерей, прием учебных парусников, проведение регат.
Чтобы попасть сюда на яхте, нужно, обогнув с севера полуостров Киперорт, двигаться на юго-восток вдоль его берега по обставленному буями фарватеру, ведущему через бухту Ключевская в поселок Советский. Обогнув с юга остров Лисий, идти по фарватеру на север и пройти пролив между островами Школьный и Советский. Обогнув северную оконечность острова Советский, направиться на юго-восток, держа курс в пролив между материком и островом Коттойсаари. Кстати, в планах строителей марины есть и обстановка фарватера через протоку Дальнюю, через нее можно попасть в гавань с юга.
Неповторимая красота островов, проливов и бухт, запах разогретых солнцем сосен, тепло гранитных скал — это место как нельзя лучше подходит для отдыха. В местную речку Гороховку (Руккола) корюшка идет на нерест плотными косяками. Это ли не свидетельство экологической чистоты здешних мест? Создание современной яхтенной гавани привлечет сюда людей, ценящих красоту природы и бережно к ней относящихся. Думается, у новой марины большие перспективы. По северному берегу восточной части Финского залива вытягивается цепочка современных марин, возникает инфраструктура, столь необходимая для развития яхтинга в нашей стране.
Опубликовано в электронном журнале «Капитан»